Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Реализация Общего таможенного тарифа Европейского Сообщества требует применения единой системы таможенных формальностей. Эта единая система, применительно к импорту товаров, распространяется на все стадии таможенного оформления, начиная с момента пересечения таможенной границы и заканчивая либо а) приданием товару таможенного статуса товара Сообщества, что позволяет товару свободно обращаться внутри таможенной территории, либо б) обратным вывозом товара за пределы таможенной территории, либо в) уничтожением товара. При вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕС единая система формальностей обеспечивает либо утрату товаром статуса товара Сообщества (экспорт), либо сохранение таможенного статуса товара с последующим возвращением товара на таможенную территорию ЕС. Благодаря единой системе транзитных процедур возможно сохранение таможенного статуса товаров при пересечении таможенной границы. Основную нагрузку по обеспечению реализации таможенного тарифа в зависимости от целей ввоза (вывоза) товара несут нормы таможенного права ЕС о таможенных режимах.

7.1. Таможенный статус товаров
Понятие 'таможенный статус товара' является одним из ключевых в таможенном праве ЕС. Через него реализуется взаимосвязь внешних и внутренних аспектов таможенного союза: товары из третьих стран, получившие статус 'товаров Сообщества' в результате таможенного оформления на таможенной границе ЕС, получают возможность беспрепятственно обращаться по всей территории таможенного союза согласно принципу свободы перемещения товаров в ЕС.
Таможенный кодекс ЕС различает два таможенных статуса товаров:
Товары Сообщества - товары:
полностью произведенные на таможенной территории Сообщества и не включающие в себя товары, импортированные из-за пределов таможенной территории Сообщества;
импортированные из стран и территорий, не входящих в состав таможенной территории Сообщества, и выпущенные в свободное обращение в Сообществе;
произведенные на таможенной территории Сообщества из товаров, указанных только в пункте (б) либо из сочетания товаров, указанных в пунктах (а) и (б).
Статья 23 Кодекса детализирует понятие товаров, полностью произведенных на таможенной территории Сообщества (см. раздел о правилах происхождения товаров).
Иностранные товары (или 'товары, не имеющие статуса товаров Сообщества') - все товары, не удовлетворяющие определение 'товары Сообщества'. Кодекс предусматривает также утрату товарами статуса товаров Сообщества при их вывозе с таможенной территории Сообщества.

7.2. Структура таможенных режимов и таможенных процедур
Согласно меморандуму Комиссии о представлении проекта Кодекса центральное место в кодексе занимает Часть IV 'Таможенные режимы', которая содержит механизмы и процедуры, позволяющие применить к импорту, экспорту и транзиту товаров принципы таможенного союза. Важнейшей из таких процедур является выпуск товаров в свободное обращение. Это фундаментальная концепция таможенного союза, напрямую связанная со ст. 24 Договора о ЕС.
Согласно Кодексу все товары, независимо от их природы, количества, страны происхождения, страны отправления и места назначения, при соблюдении определенных условий в любое время могут быть помещены под один из таможенных режимов.
Кодекс предусматривает пять таможенных режимов, причем, что является особенностью Кодекса, один из режимов объединяет восемь таможенных процедур. Причиной подобной структуры является, по-видимому, схожий порядок формальностей для таможенных процедур, что позволяет не повторять их в разделах, соответствующих каждой процедуре, а изложить один раз в главе о таможенном режиме 'помещение товаров под таможенную процедуру'. Таможенные процедуры реализуются при подаче декларантом таможенной декларации, тогда как прочие таможенные режимы требуют лишь определенных действий над товаром. Кодекс содержит следующие таможенные режимы:
помещение товара под одну из таможенных процедур:
выпуск товара в свободное обращение;
транзит товара;
помещение товара на таможенный склад;
переработка товара внутри таможенной территории;
переработка под таможенным контролем;
временный ввоз;
переработка товара за пределами таможенной территории;
экспорт товара.
помещение товаров в свободную зону или на свободный склад;
реэкспорт товаров из таможенной территории Сообщества;
уничтожение товаров;
отказ от товаров.1
1 Для сравнения: основы таможенного законодательства государств-участников СНГ (ст. 16) устанавливают следующие виды таможенных режимов: 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.

Условие об обязательном помещении товаров под какой-либо таможенный режим имеет ряд ограничений. Запреты и ограничения на использование тех или иных таможенных режимов могут вводиться на основаниях:
- общественной морали;
- общественной политики;
- общественной безопасности;
- защиты жизни и здоровья людей, животных и растений;
- защиты предметов национального художественного, исторического и археологического достояния;
- защиты промышленной и коммерческой собственности.
Кодекс допускает возможность и других ограничений на использование таможенных режимов и процедур. Такие ограничения могут возникать на основании общей сельскохозяйственной политики Сообщества, мер торговой политики, правил по контролю над оборотом наркотических и психотропных средств, национального уголовного законодательства и др.

7.3. Помещение товара под таможенную процедуру. Таможенная декларация
Таможенный Кодекс гласит, что для всех товаров, помещаемых под какую-либо таможенную процедуру, должна быть представлена таможенная декларация - акт, посредством которого лицо в установленной форме выражает намерение поместить товар под определенную таможенную процедуру (но не таможенный режим). Предусмотрены следующие формы таможенной декларации:
письменная;
электронная;
устная форма или другие допустимые законодательством акты.
Письменная форма - так называемый Единый административный документ (SAD - Single Administrative Document). В качестве письменной таможенной декларации для импорта и экспорта применяется в Европейском Сообществе с 1 января 1993 г.1 Также предусмотрен для таможенной процедуры транзита и режима реэкспорта. В некоторых случаях в качестве письменной декларации допускаются и другие формы и документы (в частности, товарно-транспортные документы, предусмотренные международными конвенциями о транспортном сообщении, такими как МДП, ATA и др.). Декларация должна быть подписана и должна содержать все данные, необходимые для применения к товару избранной таможенной процедуры.
1 Регламент 717/91, OJ L 78/1 (1991).

Декларантом считается лицо, предъявляющее товары для таможенного контроля вместе со всеми необходимыми сопроводительными документами; декларант должен быть лицом, домицилированным в Сообществе (кроме процедур транзита и временного ввоза, а также кроме случаев декларирования в разовом порядке и случаев, на которые распространяются двусторонние соглашения государств-членов с третьими странами).
Выпуском товаров называется обязательство таможенных органов допустить товар для его использования (оборота) в соответствии с избранной таможенной процедурой после надлежащего принятия таможенной декларации.
Кодекс допускает упрощенную процедуру для письменной формы подачи таможенной декларации. Основанием для упрощенной процедуры служит общий, периодический или повторяющийся характер экспортно-импортной операции.
Электронная форма - предоставление таможенным органам необходимой для таможенного оформления информации посредством электронного обмена данными в согласованном стандарте (EDI - 'Electronic Data Interchange'). Возможны полная и упрощенная формы. Иногда обязательно предоставление копии декларации на бумаге.
Правила декларирования, относящиеся к письменной форме, mutatis mutandis применяются и для электронного декларирования. Устная форма - не применяется для
а) товаров, в отношении которых может возникнуть обязательство о возврате пошлин или других сборов;
б) товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза);
в) товаров, на которые распространяются особые таможенные формальности.
При выпуске в свободное обращение устная форма таможенной декларации может применяться для товаров некоммерческой природы (личный багаж; предметы, пересылаемые частным лицам), товаров коммерческой природы, не превышающие установленной в Сообществе минимальной стоимости (1000 евро, но если эти товары не являются частью регулярных поставок или более крупной партии), для упаковки, контейнеров и в некоторых других случаях.
Помимо устной формы таможенной декларации для тех же категорий товаров Кодекс допускает декларирование в форме других актов (действий), приравненных к таможенной декларации:
- проход по 'зеленому коридору';
- разрешенный проход через таможенный контроль без предъявления декларации;
- установка специального знака ('nothing to declare') под стекло пассажирского автомобиля (если это предусмотрено национальными правилами);
- в случаях освобождения товаров от обязательной доставки в таможенное учреждение или другое установленное таможенными властями место: пересечение таможенной границы Сообщества.

7.4. Классификация таможенных процедур
Таможенные процедуры, существующие в праве ЕС, бывают:
- суспенсивными (отлагательными): внешний транзит, таможенный склад, внутренняя переработка по отлагательной системе, переработка под таможенным контролем, временный ввоз; данные процедуры предполагают возможность 'отложить' уплату таможенных пошлин до соблюдения определенных условий;
- экономическими: три процедуры переработки, временный ввоз, таможенный склад; их реализация затрагивает экономические интересы Сообщества и, помимо волеизъявления декларанта, требует разрешения таможенных органов.
Разрешение на реализацию экономических процедур выдается лицам, домицилированным в Сообществе, за исключением процедуры временного ввоза. Разрешение не требуется в случаях:
- помещения товара на таможенный склад, управляемый таможенным органом;
- временного ввоза личных вещей и товаров для спортивных целей;
- временного ввоза паллет, контейнеров и средств транспорта.
По общему правилу заявление о выдаче разрешения на проведение экономической таможенной процедуры должно быть представлено в письменной форме; также допускаются электронная форма, произвольная письменная форма, Единый административный документ либо карнет АТА. Заявление подается в таможенные органы по месту нахождения заявителя либо проведения части операций над товарами. Для процедуры временного импорта заявление подается в таможенные органы первой страны, где товар будет использован.

7.5. Выпуск в свободное обращение
Договор о ЕС провозглашает свободу обращения товаров по всей территории Сообщества. Этот принцип распространяется не только на товары, произведенные в Сообществе, но и на импортируемые товары, выпущенные в Сообществе в свободное обращение с уплатой соответствующих импортных пошлин. Выпуск в свободное обращение придает иностранным товарам статус товаров Сообщества. Процедура выпуска товаров в свободное обращение включает:
- взимание импортных пошлин в соответствии с Общим таможенным тарифом
Сообщества;
- применение мер торговой политики (количественных ограничений и др.) и других формальностей в отношении импортных товаров;
- уплату НДС и акцизов.1
1 См. ст. 7 Шестой директивы по НДС и ст. 5 Директивы 82/12/ЕЕС.

Если к выпуску в свободное обращение оформляются товары, ввоз которых вызывает необходимость уплаты таможенных пошлин, момент принятия таможенной декларации становится моментом возникновения таможенного долга. Таможенный долг может возникнуть и до принятия декларации в силу особых причин, таких как, нарушение таможенных правил (например, изъятие товаров из-под таможенного надзора).
Законодательство ЕС предусматривает ряд правил, позволяющих производить выпуск в свободное обращение в более льготном или упрощенном порядке. К ним относятся:
- преференциальные и другие тарифные меры;
- благоприятные тарифные режимы, применяемые на основе природы продуктов или их назначения;
- применение усредненных ставок пошлин;
- освобождения от уплаты таможенных пошлин при определенных обстоятельствах;
- освобождение от уплаты импортных пошлин для возвращенных товаров и продуктов морского промысла2.
- Товары, выпущенные в свободное обращение в Сообществе, могут потерять статус товаров Сообщества в следующих случаях:
- последующий вывоз товаров с таможенной территории ЕС (кроме тех таможенных процедур, которые не изменяют статус товаров, например, внутренний транзит);
- объявление таможенной декларации недействительной после выпуска товаров;
- последующий возврат таможенных пошлин в рамках процедуры внутренней переработки;
- последующий возврат таможенных пошлин вследствие дефектности товаров или несоответствия условиям контракта, с обязательным вывозом товаров за пределы таможенной территории или уничтожением товаров.
2 См. раздел о привилегированных операциях.

7.6. Транзит товаров в ЕС
Целью процедуры транзита является упорядочение транспортировки товаров внутри Сообщества и, в особенности, упрощение формальностей, необходимых при пересечении таможенных границ Сообщества. Процедура транзита позволяет производить таможенное оформление товаров в таможенном учреждении по месту нахождения импортера (экспортера). Данная процедура позволяет сохранять таможенный статус товаров: для товаров Сообщества - при перемещении из одного пункта на таможенной территории ЕС в другой пункт на таможенной территории ЕС через территорию третей страны; для иностранных товаров - при перемещении по таможенной территории ЕС.
Для перемещения товаров Сообщества в пределах таможенной территории ЕС процедура транзита не применяется, поскольку такое перемещение, в принципе, регулируется положениями о свободе перемещения товаров, содержащихся в Договоре о ЕС.
При ввозе иностранных товаров процедура транзита позволяет отложить уплату импортных пошлин и применение других мер торговой политики, пока товар не достигнет пункта назначения или не покинет таможенную территорию ЕС. Транзитные товары не облагаются НДС и акцизами. Такие товары находятся под таможенным надзором для контроля за соблюдением таможенных правил.
При вывозе товаров процедура транзита позволяет избежать уплаты экспортных пошлин, а также импортных пошлин в случае последующего обратного ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества. В то же время, вывоз транзитных товаров не дает права на получение экспортных возмещений.
Таможенное законодательство ЕС различает следующие разновидности процедуры транзита:
- внешний транзит - для иностранных товаров (обозначается кодом 'Т1');
- внутренний транзит - для товаров Сообщества ('Т2').
- Кроме этого, в зависимости от маршрута следования транзитных товаров, различаются:
- коммунитарный транзит - при перемещении товаров между двумя пунктами на таможенной территории ЕС;
- общий транзит - при перемещении товаров в рамках Конвенции об общем транзите 1987 г. между ЕС, ЕФТА (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария), а также некоторыми странами-кандидатами (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия);
- международный транзит - при перемещении товаров в рамках других международных конвенций, а именно:
а) Конвенции МДП (TIR);
б) Конвенции АТА;
в) Конвенции о навигации по Рейну;
г) Конвенцией между странами-членами НАТО;
- почтовый транзит - для товаров, перемещаемых по почте.
Внешний коммунитарный транзит - перемещение иностранных товаров между двумя пунктами на таможенной территории ЕС, в том числе через территорию третьей страны, без уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин либо с возвратом импортных таможенных пошлин при реэкспорте и без применения мер торговой политики; данная процедура распространяется также на перемещения товаров между ЕС, Андоррой и Сан-Марино в рамках соглашений о таможенном союзе. По общему правилу, любые иностранные товары, перемещенные на таможенную территорию ЕС, могут быть помещены под процедуру внешнего коммунитарного транзита. Исключение - товары, запрещенные для ввоза в ЕС вследствие торгового эмбарго или мер фитосанитарного контроля. При перемещении товаров по воздуху процедура применяется только в случае разгрузки-погрузки товаров в аэропорту на территории ЕС. При перемещении товаров морем процедура применяется только для регулярных морских перевозок. Внешний коммунитарный транзит также применяется для перемещения иностранных товаров, помещенных под суспенсивные (отлагательные) таможенные процедуры.
Внутренний коммунитарный транзит - перемещение товаров Сообщества между двумя пунктами на таможенной территории ЕС через территорию третьей страны с сохранением таможенного статуса товаров и без уплаты таможенных пошлин. Процедура не применяется при транспортировке товаров морем или воздухом, а также в случаях, когда товары подлежат экспортным возмещениям или возврату импортных пошлин. Разновидность процедуры - перемещение товаров Сообщества внутри таможенной территории ЕС в случае, если одним из пунктов перемещения является территория, на которую не распространяются общие правила Сообщества в отношении НДС; такое перемещение обозначается кодом 'T2F' (F = fiscal).
Общий внешний транзит - перемещение между Сообществом и его партнерами по Конвенции 1987 г. а) товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества;
б) товаров Сообщества, вывозимых из ЕС с правом получения экспортного возмещения или возврата импортных пошлин.
Общий внутренний транзит - перемещение товаров Сообщества между ЕС и странами-партнерами в рамках Конвенции об общем транзите. Характерно, что перемещение товаров по процедуре общего транзита может происходить как между ЕС и странами-партнерами по Конвенции, так и между двумя и более странами-участницами Конвенции без участия территории ЕС.
Системы формальностей для коммунитарного и общего транзита схожи. Товары, транспортируемые одним транспортным средством, оформляются с помощью Единого административного документа или электронного обмена данными.
Международный транзитозначает транспортировку товаров между:
а) Сообществом и третьими странами в рамках соответствующих международных соглашений;
б) двумя третьими странами через территорию Сообщества;
в) двумя пунктами на территории Сообщества через территорию третьей страны;
г) в некоторых случаях - между двумя пунктами на территории Сообщества, если одни или оба из них находятся за пределами фискальной территории ЕС.
Перемещение товаров в рамках международного транзита производится на основании специальных документов, установленных соответствующими международными соглашениями:
- книжка МДП (карнет TIR), в рамках Конвенции МДП;
- карнет АТА, в рамках Конвенции АТА;
- Рейнский манифест, в рамках Конвенции о навигации по Рейну;
- форма '302', в рамках Конвенции о статусе вооруженных сил стран-членов НАТО;
- специальная почтовая маркировка (Приложение 42 к Имплементационному кодексу).
Конвенция МДП применяется к товарам, транспортируемым автомобильным транспортом, либо комбинацией автомобильного и другого транспорта, либо в контейнерах через одну или несколько границ без промежуточной перегрузки. Пункты отправления и назначения товаров должны находиться на территории стран-участниц Конвенции. Уполномоченные организации стран-участниц выдают особый документ - книжку (карнет) МДП, который является как транспортным документом, так и единым гарантийным документом на территории всех стран следования товаров.
Карнет АТА используется в Сообществе в качестве транзитного документа в случаях, когда товар вывозится временно для использования в нескольких третьих странах с последующим возвратом в Сообщество.

7.7. Экспорт
Таможенная процедура экспорта товаров является своего рода зеркальным отражением процедуры выпуска в свободное обращение. С помощью данной процедуры товары Сообщества покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса.
Экспорт сопровождается применением к товару ряда мер торгового регулирования, таких как:
- экспортные ограничения и меры безопасности;
- уплата экспортных возмещений;1
- уплата экспортных пошлин;
- возврат импортных пошлин для реэкспортируемых товаров.
Экспорт товаров также связан с возмещением НДС и акцизов, уплаченных на экспортируемые товары в процессе их оборота в Сообществе.2
1 Регламент 800/1999.
2 Ст. 5 Шестой директивы по НДС; ст. 5 Директивы 92/12/ЕЕС.

Процедура экспорта проходит в две стадии:
Представление экспортером (декларантом) таможенной декларации и, если необходимо, разрешения или лицензии в таможенное учреждение по месту расположения экспортера или по месту погрузки товара для экспорта. Товар подлежит выпуску для экспорта при условии, что он покинет таможенную территорию Сообщества в том же состоянии, что и на момент принятия таможенной декларации;
Представление таможенной декларации и товаров в таможенное учреждение при пересечении таможенной границы и контроль за физическим перемещением товара за пределы таможенной территории.
Процедура экспорта различает экспортера и декларанта. Цель разграничения статусов декларанта и экспортера заключается в следующем: -определение таможенного учреждения, в которое должна быть представлена таможенная декларация;
- определение лица, ответственного за выполнение таможенных формальностей и обязанного вести учет.
В таможенном законодательстве ЕС отсутствует понятие 'временный экспорт'. В качестве аналога могут быть рассмотрены следующие случаи:
- вывоз товаров для переработки за пределами таможенной территории;
- внутренний транзит через территорию третьей страны;
- экспорт товаров с последующим их возвратом на таможенную территорию ЕС.
Особые правила для временного экспорта существуют только в случае использования карнета АТА. Карнет АТА используется в Сообществе в качестве экспортной декларации, а в стране, куда товар ввозится временно, в качестве импортной декларации, разрешения на временный ввоз, гарантийного документа и декларации для последующего реэкспорта.

7.8. Таможенный склад
Целью процедуры таможенного складирования, по мнению Суда ЕС, является обеспечение хранения товаров. Данная процедура предусматривает хранение: а) иностранных товаров - без взимания с них импортных пошлин и применения мер торговой политики;
б) товаров Сообщества, для которых законодательство ЕС устанавливает подобную процедуру при их экспорте.
Преимущества, предоставляемые процедурой таможенного складирования, очевидны: товары можно держать на складе до момента их выпуска в свободное обращение без уплаты импортных пошлин. Более того, товары, находящиеся на таможенном складе, могут быть вывезены из ЕС в соответствии с процедурой внешнего транзита вообще без уплаты пошлин в ЕС. Статья 108 Таможенного кодекса ЕС формулирует общее правило, согласно которому отсутствуют ограничения на срок хранения товаров на таможенном складе.
Таможенным складом считается любое помещение (место), установленное таможенными органами для хранения товаров в установленном порядке. В некоторых случаях возможно помещение товара под процедуру таможенного склада без фактического хранения товара на таможенном складе. И наоборот, нахождение товара на таможенном складе не всегда означает применение для данного товара процедуры таможенного складирования: товар может находиться на внутренней переработке и т. п.
Таможенные склады могут быть двух видов:
а) публичный склад - таможенный склад, доступный для пользования любыми
лицами;
б) частный склад - таможенный склад, используемый лицом, которое управляет складом.
Товары, находящиеся на таможенном складе, не могут подвергаться переработке и использованию. Разрешается производить только обычные действия по уходу за товарами, их сохранению, улучшению их товарного вида и подготовке к продаже на рынке. Но даже такие действия должны производиться с разрешения таможенного органа. В то же время Кодекс допускает возможность для товаров, находящихся под процедурой таможенного складирования, быть предметом коммерческого оборота. Если товары продаются (один или несколько раз), находясь на таможенном складе, то условия процедуры таможенного складирования не нарушаются. Таможенный долг возникнет только после помещения товара под процедуру выпуска в свободное обращение или какую-либо другую.

7.9. Переработка внутри таможенной территории
Переработкой внутри таможенной территории (внутренней переработкой) называется система переработки импортированных товаров на таможенной территории Сообщества без взимания таможенных пошлин и применения других мер торговой политики, если данные товары подлежат экспорту за пределы таможенной территории Сообщества в форме продуктов переработки. Смысл данной процедуры состоит в предоставлении европейским компаниям возможности ввозить товары из третьих стран для их переработки без уплаты ввозных таможенных пошлин. Подобный порядок предоставляет перерабатывающей промышленности стран Сообщества преимущества перед производителями из третьих стран и, кроме того, стимулирует экспорт из Сообщества.
Освобождение от импортного обложения в соответствии с процедурой внутренней переработки предоставляется товарам любого вида и происхождения при условии, что продукт их переработки подлежит вывозу за пределы Сообщества полностью или частично в форме компенсирующих продуктов, т. е. товаров, полученных в результате переработки ввозимых товаров. При этом, согласно Таможенному кодексу ЕС, возможны два основных варианта осуществления внутренней переработки, в зависимости от таможенного статуса товаров, проходящих эту процедуру:
1) Отлагательная система - для иностранных товаров, подлежащих реэкспорту (обратному вывозу) за пределы таможенной территории Сообщества в виде компенсирующих товаров, без взимания с этих товаров импортных пошлин и применения к ним иных мер торговой политики;
2) Система возврата - для товаров, ранее выпущенных в свободное обращение (имеющих статус товаров Сообщества), подлежащих экспорту из Сообщества в виде компенсирующих товаров с возвратом уплаченных за них импортных пошлин.
Законодательство Сообщества предусматривает некоторые особые формы осуществления процедуры внутренней переработки, существенно расширяющие экономические возможности пользователей данной процедуры. К таким формам относятся:
Эквивалентная компенсация - компенсирующие продукты могут быть получены не только непосредственно из продуктов, ввозимых в соответствии с процедурой внутренней переработки, но и из так называемых эквивалентных продуктов. Эквивалентные продукты, по определению Суда ЕС, должны быть такого же качества и иметь такие же технические характеристики, что и ввозимые товары, и соответствовать такому же 8-значному коду комбинированной номенклатуры.
Предварительный экспорт - компенсирующие продукты, полученные в результате переработки эквивалентных продуктов, могут быть вывезены из Сообщества до ввоза продуктов, подлежащих переработке. Предварительный экспорт может быть осуществлен посредством так называемого трехстороннего обмена: импортируемые товары могут предъявляться для оформления в таможенном учреждении, отличном от того, которое оформляет вывоз компенсирующих продуктов.

7.10. Переработка за пределами таможенной территории
Процедура переработки за пределами таможенной территории (внешней переработки) предусматривает временный вывоз товаров Сообщества для переработки за пределами таможенной территории ЕС. Аналогично процедуре внутренней переработки, внешняя переработка позволяет ввозить в ЕС компенсирующие продукты (т. е. продукты переработки вывезенных товаров) с полным или частичным освобождением от уплаты импортных пошлин. Таким образом, целью процедуры внешней переработки можно считать избежание импортного обложения товаров, ранее вывезенных из Сообщества для переработки. В то же время, вывоз товаров за пределы таможенной территории Сообщества для переработки может являться основанием для уплаты экспортных пошлин, применения различных мер торговой политики и других экспортных формальностей. Данная процедура распространяется на товары, имеющие статус товаров Сообщества.
По общему правилу, размер льготной (пониженной) пошлины на товары, подлежащие обратному ввозу в соответствии с процедурой внешней переработки, исчисляется следующим образом: из суммы пошлины, подлежащей уплате за компенсирующие продукты при их выпуске в свободное обращение, вычитается сумма пошлины, которая была бы уплачена в тот же день при импорте в ЕС сырьевых продуктов (продуктов до переработки) из страны, в которой переработка имела место. Подобная система исчисления таможенных пошлин в литературе носит название 'системы дифференцированного обложения'.
Частным случаем использования процедуры внешней переработки является временный вывоз товаров Сообщества с целью их ремонта. При этом, если ремонт осуществляется бесплатно, ввозимые обратно на таможенную территорию ЕС товары полностью освобождаются от таможенных пошлин.
По аналогии с внутренней переработкой, процедура внешней переработки допускает трехсторонний обмен, в том числе, и при ремонте товаров.

7.11. Переработка под таможенным контролем
Процедура переработки под таможенным контролем позволяет товарам, не имеющим статуса товаров Сообщества, изменить свою природу или состояние на таможенной территории Сообщества, но без уплаты импортных пошлин и без применения других мер торговой политики; при этом товары, полученные в результате такой переработки, могут быть выпущены в свободное обращение в Сообществе с уплатой импортных пошлин по ставкам, соответствующим продуктам переработки. Смысл процедуры заключается в предоставлении импортеру возможности переработать товар до его выпуска, если ставка пошлины для переработанного продукта меньше, чем для товара до переработки. Данная процедура применима к ограниченному кругу товаров и именно только к тем, которые указаны в Приложении 87 Имплементационного кодекса.
Разрешение на использование данной процедуры предоставляется только лицам, домицилированным в Сообществе. Процедура допускается в случаях, когда:
- ввезенные товары могут быть идентифицированы в продуктах переработки;
- переработка проходит без ущерба для правил происхождения товара и количественных ограничений импорта;
- выполняются действующие в Сообществе условия переработки, при этом без ущерба для интересов производителей аналогичных товаров в Сообществе.
Упрощенный порядок получения разрешения на проведение процедуры переработки под таможенным контролем может применяться в случае, когда процесс переработки проходит на территории одного государства-члена. В разрешении таможенного органа должны определяться условия реализации процедуры, сроки, метод определения количественного соответствия между продуктами до и после переработки, обязательства заявителя предоставлять информацию и допускать таможенные органы для проверки. Расчеты соответствия между ввезенными товарами и продуктами переработки производятся либо на основе количества тех и других с учетом нормы расхода при переработке, либо на основе количества товара в неизмененном состоянии, который был определен под таможенную процедуру.

7.12. Временный ввоз
Процедура временного ввоза позволяет ввозить в ЕС товары, не имеющие статуса товаров Сообщества и подлежащие реэкспорту без изменения своего состояния, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Товары, находящиеся под данной процедурой, могут использоваться и участвовать в коммерческом обороте, однако не допускается их переработка или любое изменение их состояния кроме нормального износа.
Имплементационный кодекс устанавливает круг товаров и условий, для которых возможно полное освобождение от уплаты пошлин: а) профессиональное оборудование;
б) товары, предназначенные для экспонирования на выставках, ярмарках и т. п.;
в) учебные пособия и научное оборудование;
г) медицинское, хирургическое и лабораторное оборудование;
д) оборудование, ввозимое для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
е) упаковка;
ж)некоторые другие товары.
Перечень товаров, которые могут быть частично освобождены от уплаты пошлин в соответствии с процедурой временного ввоза, дан в Приложении 95 Регламента 2454/93. Как правило, частичное освобождение предусматривает уплату 3% от соответствующей импортной пошлины за каждый месяц нахождения товара на таможенной территории Сообщества. Регламент предусматривает сроки, на которые возможен временный ввоз каждой из указанных категорий товаров.
Кодекс предусматривает упрощенный порядок прохождения процедуры временного ввоза. Он применяется, в частности, при ввозе товаров в Сообщество на условиях Конвенции АТА, при соблюдении определенных условий. При временном ввозе личных вещей пассажиров и спортивных товаров вообще не требуется письменного заявления и разрешения.
Особый порядок формальностей необходим при временном ввозе средств транспорта. Регламент 2454/93 предусматривает отдельные условия для железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, транспортных контейнеров и паллетов, а также для запасных частей, аксессуаров и дополнительного оборудования к транспортным средствам. За исключением ввоза контейнеров и паллетов помещение вышеназванных предметов под процедуру временного ввоза не требует письменного заявления и разрешения.

7.13. Свободная зона и свободный склад
Данный таможенный режим во многом аналогичен процедуре таможенного складирования. Отличие заключается в местонахождении свободной зоны (склада). Таможенный кодекс ЕС определяет свободные зоны (склады) как территориальные анклавы на таможенной территории ЕС, установленные компетентными органами власти государств-членов в районах, где концентрируется внешнеторговая активность. Примерами районов высокой концентрации внешнеторговой деятельности в ЕС, где организованы свободные зоны, являются: Копенгаген, Гамбург, Афины, Триест, Венеция, свободные порты Бирмингем и Ливерпуль, Канарские и Азорские острова, остров Мадейра и др. Свободные зоны должны быть соответствующим образом обозначены, доступ в свободные зоны и свободные склады должен контролироваться таможенными органами.
Несмотря на то, что по общему правилу помещенные на территорию свободной зоны (склада) товары не подлежат импортному таможенному обложению, Регламент 2454/93 предусматривает возможность применения в отношении этих товаров мер торговой политики Сообщества, если основанием для применения таких мер служит факт ввоза товаров на таможенную территорию ЕС. Свободные зоны и склады открыты для любых товаров независимо от их природы, качества, страны происхождения, отправления и назначения. Это могут быть как товары Сообщества, так и товары, не имеющие этого статуса. Товары могут находиться в свободной зоне (складе) неограниченное время без уплаты таможенных пошлин, сельскохозяйственных и защитных пошлин, других сборов, без применения к ним количественных ограничений и других аналогичных мер. Обязательным требованием является незамедлительная регистрация товаров, помещенных в свободную зону или на свободный склад, в учетных документах данной зоны (склада). Лишь на продукты, особо регулируемые мерами общей сельскохозяйственной политики, распространяются временные ограничения при их хранении в свободных зонах (складах). Юридически товары, находящиеся в свободной зоне либо на свободном складе, остаются вне таможенной территории (хотя свободные зоны и склады входят в состав таможенной территории ЕС). Соответственно, при помещении товаров под данный таможенный режим не возникает обязательств предъявления их для таможенного контроля и представления таможенной декларации (за исключением ряда особо оговоренных случаев).
Помещенные в свободную зону (склад) товары Сообщества могут подвергаться действиям, обычно применяемым для сохранения товаров, или уничтожаться без специального разрешения таможенных властей. Более того, Таможенный кодекс допускает, по разрешению таможенных органов, любую промышленную, коммерческую или сервисную деятельность в свободных зонах (складах). Товары Сообщества, регулируемые мерами общей сельскохозяйственной политики, могут подвергаться только тем действиям, которые прямо предусмотрены Таможенным кодексом для экспортируемых товаров.
Товары, имеющие и не имеющие статус товаров Сообщества, которые предназначены для экспорта, не могут быть потреблены или использованы на территории свободного склада или свободной зоны.
Таможенное законодательство Сообщества различает следующие разновидности данного таможенного режима:
- свободный склад: расположен по месту нахождения оператора (управляющего) с разрешения таможенных органов государства-члена, на территории которого расположен склад;
- свободная зона типа I: часть таможенной территории ЕС, установленная таможенными органами государства-члена; принцип таможенного контроля основан на ограждении территории зоны и организации пропускных пунктов;
- свободная зона типа II: часть таможенной территории ЕС, установленная таможенными органами государства-члена; таможенный контроль и система формальностей аналогичны процедуре таможенного складирования.

7.14. Реэкспорт товаров
Согласно Таможенному кодексу ЕС товары, не имеющие статуса товаров Сообщества, могут быть реэкспортированы с таможенной территории ЕС. Реэкспорт ранее ввезенных в Сообщество товаров может быть произведен после их прохождения через экономические таможенные процедуры. Таможенный кодекс для режима реэкспорта устанавливает такие же формальности, как и для таможенной процедуры экспорта, включая правила в отношении экспортной декларации. Таким образом, основное отличие между режимом реэкспорта и процедурой экспорта заключается в таможенном статусе оформляемых товаров.
Для реализации режима реэкспорта необходимо предварительное уведомление таможенных властей, которые вправе запретить применение данного режима в случае несоблюдения необходимых формальностей.
Помимо общего случая помещения товаров под режим реэкспорта (после применения одной из экономических таможенных процедур) возможны и другие случаи. Так, товары могут быть реэкспортированы после их помещения в свободную зону или на свободный склад. Кроме того, Кодекс допускает возможность реэкспорта товаров, ранее предназначавшихся для выпуска в свободное обращение, но, вследствие их повреждения на стадии таможенного оформления либо выявленного несоответствия условиям контракта, отозванных импортером из-под таможенного оформления. В этом случае может встать вопрос о возврате ранее уплаченных импортных пошлин. Подобный возврат возможен только при условии, что:
а) товары не были использованы, и
б) товары покидают таможенную территорию Сообщества.
Подобно таможенному режиму свободной зоны и свободного склада, режим реэкспорта не имеет самостоятельного экономического значения. Целью данных таможенных режимов можно считать обеспечение применения таможенных процедур либо создание условий для движения товаров через таможенную границу Сообщества без изменения своего таможенного статуса. Оба рассматриваемых режима позволяют существенно упорядочить и облегчить товарооборот через пункты ввоза - вывоза товаров на границах таможенной территории Сообщества (порты, крупные транспортные узлы и т. п.).

7.15. Уничтожение товара и отказ от товара
Положения Таможенного кодекса допускают для товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества, возможность уничтожения или отказа. Общим условием для обоих действий является отсутствие расходов для таможенных органов (при отказе от товаров в их пользу и уничтожении товаров), либо лиц, в пользу которых производится отказ от товара.
Уничтожение товаров производится на основе предварительного уведомления и под надзором таможенных властей. В отношении отходов, возникших после уничтожения товаров, Кодекс предписывает обязательное помещение их под один из таможенных режимов, соответствующих иностранным товарам. До тех пор отходы остаются под таможенным надзором.
Что касается отказа от товара, то здесь Кодекс ссылается на национальные нормы государств-членов ЕС. Существует также Регламент 3665/93, предписывающий помещение отказных (а также арестованных и конфискованных таможенными властями) товаров под процедуру таможенного складирования с возможностью их последующей продажи. Необходимое условие продажи - обязательство покупателя немедленно поместить товары под какой-либо таможенный режим (исключая, разумеется, режим уничтожения или отказа). Отказные товары могут быть также уничтожены таможенными властями.
 
счетчик посещений
html counterсчетчик посетителей сайта
blog clocks часы для сайтов